Документация
меню
Телефон в Москве: позвонить
+7 (495) 502-21-37 позвонить
поиск
18.12 1 °C 1 °C
19.12 -2 °C -0 °C
20.12 2 °C -4 °C
21.12 -2 °C -4 °C
22.12 -5 °C -5 °C
Подходят летние виды топлива

Перевозка нефти и нефтепродуктов водным транспортом

Раздел: Это интересно

Краткая историческая справка о транспортировке нефти и нефтепродуктов водным транспортом в России

Бассейны Каспия и Волги первыми приняли самоходные суда, перевозящие нефть в России. Сначала сухогрузы, потом и баржи были предшественниками появления танкеров. Таким способом в России доставлялись нефтегрузы от активно развивающихся месторождений в Баку.

Первые суда возили сырье в обычных бочках, что приводило к нередким потерям порожней тары, да и в шторма бочки приносили морякам много проблем — судно накренялось, бочки скатывались и даже могли привести к гибели всего судна.

Гений химии, великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, и тут проявил гибкость ума, предложив совершенно новый способ доставки нефтегруза — нефтебаржами, этот способ стал называться русским или менделеевским.

Начало регулярных перевозок по Волге принято отсчитывать с 1875 года, когда на парусном судне «Елизавета» братьев-нефтедобытчиков Артемьевых «черное золото» пошло наливом от Астрахани до Царицына, а потом и до Нижнего Новгорода. Потом был первый в мире танкер «Зороастр» с металлическим цистернами в трюме, затем первые металлические баржи в Царицыне, у которых нефть заливалась непосредственно в отсеки.

Со временем появлялись новые суда с большим водоизмещением, скоростью хода и объемами нефтеналива. История становления нефтеналивного флота в России хранит имена нефтепромышленных компаний — это «Куринско-Каспийское пароходство», «Надежда», «Мазут», а позже также славное имя русского инженера академика В.Г. Шухова.

Большой вклад в развитие этого судоходства внесло товарищество «Братья Нобель». Именно оно сначала начало производство деревянных барж с металлическими цистернами, а затем в Царицыне впервые применило металлические баржи по 560 т грузоподъемности. Прорывом было то, что в них сырье перевозились непосредственно в корпусе, который был поделен перегородками.

Вместе с развитием нефтяного промысла развивалось и судопроизводство — суда стали строить в Перми и Сормово, Воткинске и в Коломне. Гороховецкая судоверфь спустила на воду в 1905 году сверхгрузоподъемный по тем временам танкер «Расшива», вошедший в историю образцом классического судостроения. А спустя два года на той же верфи вышел танкер еще больший — «Марфа Посадница». И далее судоверфь наращивала объемы, выпуская все новые типы судов.

Первым советским танкером стал в 1927 году выпущенный с николаевского завода «Наваль» морской танкер «Эмбанефть». В завершающей 20 век четверти столетия баржи потеснились под натиском самоходного танкерного флота с флагманами-шеститысячетонниками «Ленанефть», «Волганефть» и «Нефтерудовоз».

Символами советского промышленного нефтяного пароходства остались компании «Агентства нефтефлота», Волжского пароходства «Волготанкер», которые выросли до мощных судоходных компаний, осуществляющих перевозки по Каспию, Балтийске, Чёрному и Средиземному морям.

Примечательно, что в истории были случаи, когда крейсера перестраивались под нефтеперевозки и, напротив, нефтебаржи использовались в иных целях. Замечательная патриотическая страница истории данного вида судоходства принадлежит периоду Великой Отечественной войны.