Топливо моторное малосернистое летнее (ТММЛ)
Топливо моторное малосернистое летнее (ТММЛ) – это дизельное топливо с малым количеством серы, используемое в двигателях внутреннего сгорания. В составе присутствует базовая часть и специальные присадки (антидетонационные, противокоррозионные и пр.).
Фракционный (химический) состав
ТММЛ – это средние дистиллятные фракции, схожие по характеристикам с дизельным топливом. Характеризуется пониженным содержанием серы и добавлением депрессорных присадок. В составе присутствует до 30% ароматических углеводородов.
Основные характеристики малосернистого моторного топлива:
- Плотность – 750-930 кг/м3.
- Кинематическая вязкость – в среднем 3,86 мм2/с.
- Температура помутнения – минус 7 °C.
- Предельная температура фильтрации – минус 18 °C.
Способы получения
В производстве малосернистого моторного топлива, вырабатываемого из сернистых керосино-газойлевых фракций, используют технологию гидроочистки. В качестве сырья используются средние дистилляты из сернистой и высокосернистой нефти.
Способы (область) применения
ТММЛ получило более широкое распространение, чем сернистое моторное топливо, что объясняется пониженным содержанием серы. Интерес к этому моторному топливу обусловлен именно повышенными требованиями к экологичности. Сера наносит непоправимый вред окружающей природе, поэтому новые мировые стандарты требуют значительного понижения ее концентрации, и в первую очередь это касается судоходства.
Минимизация сернистых выхлопов позволяет уменьшить ущерб окружающей среде и соблюсти ужесточаемые требования международных стандартов относительности допустимой сернистости разных видов горючего. С 2025 года количество серы не должно быть более 0,1-0,5%, тогда как сейчас ее максимальный уровень ограничен 4,5% (действует с 2005 года). Поскольку старый стандарт уже устарел, он был пересмотрен. В большинстве случаев массовая доля серы в топливе должна составлять не более 0,5%, а для некоторых морских портов – не более 0,1%.
ТММЛ показывает лучшие эксплуатационные свойства в зимнее время, поэтому используется в качестве зимнего судового маловязкого топлива (СМТ). Малосернистое горючее обеспечивает судовым двигателям и оборудованию нормальную работоспособность при низких температурах. Ввиду использования ТММЛ в условиях открытого моря характеристики топлива строго регламентируются.
Другие варианты применения малосернистого топлива
На нефтеперерабатывающих заводах также выпускают малосернистое печное горючее, которое может использоваться в котельных и бытовых отопительных установках. Некоторые виды ТММЛ допускается использовать в автомобильных ДВС, поскольку кроме экологичности топливо характеризуется меньшим вредным воздействием на двигатель внутреннего сгорания. Сера не оседает на его деталях, чем повышает надежность и долговечность ДВС. Но необходимо учитывать, что малосернистое топливо обладает сниженными смазывающими свойствами, поэтому в состав рекомендуется добавлять противоизносные присадки.
Особенности транспортировки и хранения
Как разновидность нефтепродукта моторное малосернистое топливо перевозят в соответствии с правилами транспортировки опасных грузов. Для доставки особенно больших объемов используется железнодорожный транспорт. Большее распространение получила перевозка автомобилями – бензовозами. Это оптимальный вариант для перевозки средних объемов топлива и высокой скорости доставки.
Хранение нефтепродукта осуществляется в емкостях из металла, пластика или железобетона. Резервуары должны быть оснащены системой слива и налива, быть полностью герметичными, чтобы исключить испарение топлива. Емкости могут иметь разный объем – от одной до нескольких тысяч тонн, быть наземными, подземными и полуподземными.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Основные требования, предъявляемые к моторному малосернистому летнему топливу, содержатся в ГОСТ Р 54283-2010.