Топливо низкотемпературное для бытовых котлов (ТНБК)
Топливо низкотемпературное для бытовых котлов (ТНБК) – это котельное топливо, получаемое при прямой перегонке нефти и обладающее улучшенными низкотемпературными свойствами.
Фракционный (химический) состав
Низкотемпературное топливо представляет собой жидкость желтого или желто-коричневого цвета. В составе содержатся преимущественно керосиново-газойлевые фракции, а также присадки в количестве до 0,01% от общей массы, которые помогают снизить температуры застывания и предельной фильтрации. Фракционный состав нефтепродукта:
- температура начала кипения – 188 °C;
- 50% перегоняется при 310 °C;
- 90% перегоняется при 365 °C.
Основные характеристики:
- Температура застывания – минус 9 °C.
- Плотность при 15 °C – 858 кг/м3.
- Температура вспышки в открытом тигле – 108 °C.
- Содержание ароматических углеводородов – 32,7%.
- Массовое содержание серы – 0,863%.
К преимуществам низкотемпературного топлива относится следующее:
- невысокая стоимость (ТНБК является одним из самых экономически выгодных топлив);
- повсеместная доступность;
- низкая температура застывания;
- высокая теплотворная способность (при небольшом расходе дает много тепла);
- отсутствие специфического запаха при горении.
В обычном топливе при низкой температуре парафиновые углеводороды выпадают из топлива в виде кристаллов различной формы. Это приводит к помутнению нефтепродукта, а в дальнейшем – к забивке фильтров кристаллами парафина, которые соединяются между собой. Понижения температуры застывания добиваются за счет добавления в состав низкотемпературного топлива специальных депрессорных присадок. Их действие заключается в поглощении на поверхности горючего кристаллов и н-алканов, а также предотвращение их дальнейшего роста.
Способы получения
Низкотемпературное топливо для бытовых котлов производят методом прямой перегонки нефти.
Способы (область) применения
Как аналог дизельного топлива ТНБК используется в качестве горючего для бытовых котельных установок. Подобные котлы, работающие на жидком топливе, распространены в загородных домах, где нет возможности подключения к магистральному газопроводу. Бытовые котельные установки, в которых используется низкотемпературное топливо, имеют высокий КПД (до 98%). Их можно вписать в любые отопительные системы, они работают с любыми теплоносителями, а при смене горелки есть возможность перейти на отопление природным газом.
Нефтепродукт не подходит для применения в дизельных двигателях внутреннего сгорания, поскольку не соответствует требованиям, которые предъявляют к авиационному, дизельному и судовому топливу, а также горючему для реактивных двигателей и мазуту.
Особенности транспортировки и хранения
Поставка низкотемпературного топлива осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом в специализированных цистернах со специальной окраской (чаще оранжевой). В качестве подвижного состава для перевозки используются бензовозы, предназначенные для моторного топлива, жидких нефтяных масел и других опасных грузов со схожими свойствами.
При транспортировке важно обеспечение мер пожарной безопасности, в том числе комплектация средствами пожаротушения, наличие информационных табличек «Огнеопасно», наборы индивидуальной защиты для водителя и сопровождающих лиц, а также сигнальных средств (2 автономных мигающих оранжевых фонаря).
Если транспорт отвечает установленным требованиям, на него выдается свидетельство ДОПОГ о допуске к перевозке опасного груза. Нефтепродукт доставляют при строгом соблюдении ПДД, по заранее установленному маршруту в светлое время суток.
Для хранения низкотемпературного топлива используют специальные емкости – резервуары с внутренним покрытием, которое устойчиво к воздействию нефтепродуктов. Резервуары могут быть металлическими, железобетонными или неметаллическими (из пластика или стеклопласта).
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Низкотемпературное топливо производят в соответствии со стандартами организаций, например, СТО 73171028-018-2019.