Энергоресурсы в 2021 году подорожали почти на 60%
Цены на энергоресурсы к концу 2021 года подскочили на 59% относительно начала года.
Бум цен в сфере энергетики, которая выросла намного больше, чем другие сырьевые рынки, был обеспечен в большой степени экономическим восстановлением после пандемии.
Активная вакцинация, открытие границ и снятие локдаунов привело к тому, что спрос на топливо превысил предложение, что спровоцировало рост цен на нефть с $50 за баррель в начале 2021 года до $86 к концу октября.
Другие сырьевые товары индекса S&P Goldman Sachs Commodity Index (GSCI) прибавили в цене около 20%, за исключением драгоценных металлов, которые показали снижение.
Больше всего среди энергоресурсов подскочили оптовые цены на бензин (67%), за ним следует печное топливо, далее нефть.
Средняя стоимость Brent увеличилась на 55% до $71, что стало максимумом за последние три года.
Стоимость российской нефти Urals за 2021 год увеличилась на 70% до $69 за баррель, сообщает Министерство финансов РФ.
В 2020 году средняя цена Urals составляла $41.73 за баррель.
ОПЕК+ и его политика ограничения предложения стали ключевым фактором смещения баланса на рынке и увеличения цен.
Росту стоимости энергоресурсов способствовали также погодные условия, в том числе ураган Ида и февральские морозы в США.
Из-за пандемии инвестиции в нефтегазовую сферу резко сократились, что повлекло за собой снижение добычи.
Потребление автомобильного бензина и дизельного топлива растет, а спрос на природный газ превышает добычу.
По данным EIA, глобальные нефтяные запасы упали на 469 млн баррелей в 2021 году, что стало крупнейшим сокращением с 2007 года.
В России за 2021 год розничные цены на бензин выросли на 8.71% по данным Росстата. Дизтопливо подорожало на заправках на 10.28%.
По оценкам Петрол плюс бензин АИ 92 прибавил в цене 7.8%, АИ 95 – 8.44% и дизельное топливо – 10.2%.
Оптовые цены на топливо в 2021 году увеличились намного больше.
«В этом году очень высокими темпами росли оптовые цены на бензин. Поэтому розничный рынок работал в режиме отрицательной рентабельности и нёс убытки. Потери измерялись миллионами рублей в пересчёте на одну АЗС», — сообщил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.