Горюче-смазочные материалы (ГСМ): что это такое, виды
ГСМ – это продукция, разработанная на основе нефти. По классификации относится к промышленной, поэтому официально реализовывать ее на рынке могут исключительно специализированные организации, имеющие соответствующие разрешения. В представленной статье подробно рассказано, что такое ГСМ, какие разновидности смазок, топлива и специальных жидкостей входят в эту категорию.
ГСМ: что это такое
ГСМ – это общая аббревиатура, используемая для ДВС. Сюда входят отдельные горюче-смазочные материалы, основным производственным веществом которых выступает сырая нефть. Государственные нормативные стандарты указывают, что входит в ГСМ. Представителями этой категории являются вещества, отвечающие за полноценную работу силовых агрегатов и сопутствующих технологических узлов, включая:
- горючее: керосин, дизель и бензин;
- набор смазочных материалов: масла и пластинчатые соединения;
- тормозные и охлаждающие жидкости.
Выпуск ГСМ осуществляется на территории отдельных промышленных предприятий, функционирование которых происходит по полному циклу. Это значит, что на начальном этапе компания принимает сырье, а на выходе отпускает готовый продукт, соответствующий техническим требованиям.
Процесс производства нефтепродуктов жестко регламентируется экологическими и прочими нормами. Перед реализацией все виды ГСМ подлежат обязательному лабораторному тестированию.
Специальные жидкости
К этой категории относятся вещества, выполняющие функцию рабочей среды. Чтобы повысить качество, производители добавляют ряд присадок, предотвращающих возникновение коррозии. Основным представителями специальных жидкостей являются охлаждающие и тормозные жидкости.
Задача ОЖ заключается в отводе тепла от источников их возникновения (цилиндров двигателя внутреннего сгорания). Отличительные особенности:
- высокая температура кипения;
- при испарении не образовывается накипь;
- резиновые детали остаются целыми;
- низкая температура замерзания;
- незначительное увеличение в объеме в процессе нагревания;
Наиболее распространенными представителями этих ГСМ являются антифриз и вода.
В процессе производства тормозной жидкости нефтяное масло подвергают глубокой очистке. Химический состав содержит ряд эфиров и гликолей. Характерные особенности:
- повышенная тягучесть и подвижность при высокой и низкой температуре соответственно;
- низкий порог температуры замерзания;
- высокая температура кипения (190+ для дисковой и 115 градусов Цельсия для барабанной тормозной системы соответственно);
- нейтралитет к резиновым элементам системы.
Сфера применения – тормозные системы гидропневматического и гидравлического типа, гидравлический привод сцепления.
Горючее
Самый распространенный представитель ГСМ – топливо. В понятие входят такие категории.
- Дизель. Смесь на основе углеводорода с повышенной вязкостью. Маловязкие сорта ориентированы на применение в двигателях легковых и грузовых авто. Дизель высокой вязкости находит применение в промышленности – сельскохозяйственных машинах, оборудовании, тепловозах, морской и военной технике. Характеризуется низким уровнем взрывоопасности, плавностью работы двигателя и высоким коэффициентом полезного действия.
- Бензин. В основе лежат летучие углеводороды. Смесь создана для мотоциклов, автомобилей, самодвижущихся устройств, бытовых генераторов и других машин. Главной особенностью является повышенная скорость возгорания, во время которого выделяется большая энергия.
- Керосин. Остаточное вещество, полученное вследствие повторной переработки углеводородной смеси. Основная сфера применения – авиация, ракетостроение, обслуживание механизмов (промывка двигателей, трансмиссии и так далее). Быстро испаряется, в процессе возгорания выделяет наибольшее количество тепла. Возможно применение в качестве смазочного материала, поскольку минимизирует износ деталей в процессе трения.
Смазки
Аббревиатура ГСМ относится и к смазкам. Продукцию используют для двигателей внутреннего сгорания, трансмиссии и других узлов, внутренние элементы которого постоянно притираются. Существуют три категории продукции в зависимости от способа изготовления.
- Синтетическое.
- Минеральное.
- Полусинтетическое.
Консистенция бывает твердой, полужидкой и пластичной. Первая категория предназначена для элементов сухого трения, отводящих излишнее тепло. Полужидкие масла постоянно циркулируют по замкнутому контуру, предотвращая чрезмерное трение. Представители последней категории способны проявлять свойства первых двух разновидностей (твердой и пластичной смазки), в зависимости от сферы применения и нагрузки.