Мазут
Мазут – это нефтепродукт, состоящих из остаточных веществ, образуемых после переработки нефти и отгонки из нее основных фракций. Выступает разновидностью тяжелого жидкого топлива, используемого в отопительном оборудовании во многих сферах: сельскохозяйственной, нефтеперерабатывающей, металлургической, судовой.
Фракционный (химический) состав мазута
Мазут – жидкость темно-коричневого, иногда почти черного цвета. В составе присутствуют разные химические вещества:
- нефтяные смолы с массой 500-3000 г/моль;
- углеводороды с массой 400-1000 г/моль;
- карбоиды и карбены;
- асфальтены;
- металлы вроде натрия, ванадия, железа, никеля, кальция.
Содержание химических элементов в составе:
- углерод, C- 83-87%;
- водород, H – 10-12%;
- сера, S – 1-3,5%;
- азот и кислород, N и O – 0,2-1,9%.
Кроме них состав включает некоторое количество механических примесей и воды.
Способы получения мазута
Основной способ получения мазута – выделение из нефти посредством выкипания при температуре 350-360 °C фракций: газойлевых, керосиновых, бензиновых. Небольшие объемы производства приходятся на изготовление из горючих сланцев или каменного угля. Физико-химические характеристики мазута могут различаться в зависимости от того, какой состав имела исходная нефть и какова была степень ее переработки.
Технические характеристики
Основное свойство мазута – вязкость, от которой зависят:
- особенности транспортировки по трубопроводам;
- заполнение и слив из резервуаров и емкостей, используемых для хранения и перевозки;
- подача в топочное отделение печей.
Ее измеряют в единицах условной вязкости (°ВУ). Характеристику определяют как отношение временных показателей: времени истечения 200 мл мазута при заданной температуре окружающей среды к времени истечения того же объема очищенной воды при 20 °C.
На вязкость влияют смолистость и плотность мазута. Последняя характеристика составляет 0,89-1,02 г/см3. Плотность указывает на способность мазута отстаиваться от воды, которая может поступать при перевозке или нагревании с применением сухого пара. Чем выше плотность, тем проще вода и механические примеси отделяются от состава. Чтобы убрать излишки воды, используют специальное оборудование, увеличивающее плотность.
Другие важные характеристики:
- Зольность. Для мазута ограничивается значением 0,1%. Это необходимо, чтобы обеспечить достаточную теплоотдачу при сгорании. Если зольность будет высокой, мазут будет давать меньше тепла, что приведет к увеличению его расхода и загрязнению окружающей среды, а также забиванию форсунок котлов и их преждевременному износу.
- Сернистость. В мазуте должно содержаться не более 0,5-3,5% серы. Ее содержание ограничивается, поскольку из-за повышенного количества детали топочного оборудования изнашиваются быстрее. Еще сера наносит вред окружающей среде.
- Температура вспышки. Составляет 90 °C для марки М-40, 110 °C для марки М-100.
- Температура застывания. Равна 10 °C для марки М-40, не более 36 °C для остальных марок. Чем выше показатель, тем проще транспортировать мазут по трубопроводам.
Виды мазута
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 10585-2013 выделяется несколько марок мазута:
- Топочный М-40. Плотность составляет 965 кг/м3.
- Топочный М-100. Плотность составляет 1015 кг/м3.
- Флотский Ф5. Плотность составляет 958,3 кг/м3.
Способы (область) применения
Мазут активно применяют на производстве, в судовых генераторах и гражданских котельных станциях. Основное назначение – топливо для перечисленных установок. При использовании мазута важно учитывать, что у него высокие загрязняющие свойства. Сгорая на открытом пространстве, продукт выделяет черную копоть, которая токсична для человека и окружающей среды.
Особенности транспортировки и хранения
Мазут перевозят водным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Последний наиболее распространен, включает разные виды: прицеп-цистерну, автоцистерну, цистерну-термос, полуприцеп-цистерну. Для транспортировки на большие расстояния используют трубопроводы.
Перевозка осуществляется по требованиям ДОПОГ (ADR), которое представляет собой соглашение, определяющее правила транспортировки опасных грузов. У организации, осуществляющей перевозку, должна быть соответствующая лицензия на оказание таких услуг.
При низких температурах мазут становится более вязким, из-за чего становится труднее его транспортировать и перекачивать. Чтобы решить проблему, вязкость нефтепродукта повышают путем предварительного подогрева.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Основным регламентирующим документом выступает ГОСТ 10585-2013, содержащий технические условия для получения мазута, который в дальнейшем применяется в качестве топлива.