На каком топливе летают самолеты: расход топлива самолета
Гражданские самолеты летают на специальном авиационном топливе. Его расход — одна из самых важных технических характеристик летательного аппарата. Чем ниже расход, тем меньше финансовые затраты и эффективнее эксплуатация.
Свою роль играет и способ заправки конкретной модели самолета.
Требования к горючему
Неправильный выбор топлива приводит к преждевременному износу машины и повышению риска авиакатастрофы. Под разные модели самолетов подбираются разные марки горючего. Базовые требования к топливу одинаковые для всех видов:
- соответствие требованиям двигателя самолета;
- отсутствие в составе ПАВ или снижающих качество нефтепродукта веществ;
- термоокислительная стабильность должна соответствовать нормам;
- наличие присадок в пределах допустимого;
- октановое число в диапазоне от 91 до 115;
- для полетов над территорией с крайне холодным климатом используется горючее с температурой плавления кристаллов ниже 600 °C.
Виды авиатоплива
То, на каком топливе летают самолеты в России, зависит от характеристик машин. Выделяют два вида топлива для рынка: авиакеросин, который также называют реактивным топливом, и авиационный бензин.
Авиакеросин
Реактивные самолеты летают на топливе, которое по сути является специальным керосином. В России для пассажирских лайнеров, которые передвигаются с дозвуковой скоростью, используют марки керосина Т-1, ТС-1 или Т-2.
Сверхзвуковые военные самолеты летают на тяжелом топливе марок Т-6 и Т-8В. Су-27, Ту-22 летают на специальной марке горючего РТ.
Авиационный бензин
Это топливо, на котором летают гражданские самолеты. Его используют для высоконагруженных поршневых ДВС. Ранее широко применялись марки Б-91/115 и Б-95/130. Но позже от них было решено отказаться в пользу АИ-95. На нем летает вся современная легкомоторная авиация.
Специальные присадки
Виды присадок
- антистатическая;
- противоводокристаллизационная;
- антиокислительная;
- противоизносная.
Не все модели могут использовать топливо с присадками. Все зависит от конкретной модели и типа двигателя.
Расход топлива
На расход горючего влияет множество внешних факторов:
- крейсерская скорость;
- использование дополнительного оборудования;
- вес машины без груза;
- коммерческая нагрузка;
- условия полета;
- погода;
- тип мотора;
- конструкционные особенности.
Расход топлива бывает удельный и часовой. Под первым понимают количество использованного горючего за единицу времени или пройденного расстояния относительно мощности мотора. Это наиболее популярный способ подсчета.
Для грузовых и пассажирских бортов используется часовой расход — количество использованного топлива за час полета.
Расчет производится перед отправкой в рейс, чтобы заполнить баки. Для разных моделей расчеты будут индивидуальными.
Расход топлива у разных моделей
Расход у разных моделей отличается. Как правило, эта информация есть в свободных источниках. Узнать, сколько тратит горючего военный борт, сложнее.
Современные самолеты гражданской авиации, разработанные в последние десятилетия, пользуются авиационным керосином. Он подходит для дальних рейсов. А присадки улучшают его рабочие характеристики. Ниже приводим данные по расходу у популярных гражданских моделей.
Модель |
Расход топлива, кг/ч |
Ил-96-400М |
7977 |
Ту-214 |
3700 |
Boeing 737-900 |
2650 |
Boeing 777-300ER |
7800 |
Boeing 787-10 |
5700 |
Airbus A320-200 |
2500 |
Airbus A380 |
13000 |
SSJ100 |
1700 |
Что касается военных машин, то у них расход узнать сложнее, так как эта информация или засекречена, или не соответствует действительности. Ниже приводим данные из открытых источников.
Модель |
Расход топлива, кг/кгс-ч |
B-1 |
0,562 |
B-2 |
2,13 |
F-35 |
2,0 |
Ил-76 |
0,599 |
Су-25 |
1,28 |
Су-35 |
1,78 |
МиГ-29 |
0,77 |
Ту-160 |
1,23 |
Способы заправки
Чаще всего заправка в аэропорту осуществляется сразу после посадки. Второй менее популярный вариант — дозаправка в воздухе.
Заправлять машину во время полета — непростая процедура, требующая большого мастерства и опыта от пилотов. Используют ее, когда нужна срочная дозаправка, а возможности посадить самолет нет. Для заправки оба летательных средства сокращают расстояние до 20 метров и соединяются друг с другом.
Истребитель заправляется в воздухе за шесть минут, крупногабаритный борт — до сорока пяти минут.
В аэропорту заправка проводится в штатном режиме. Топливо доставляют в автоцистернах, по железной дороге или по трубе напрямую от НПЗ. К самолету горючее доставляет специальный топливный заправщик. Заправка машины среднего размера занимает около сорока минут.