• ДТ АНАЛОГИ
    47.73 +0.42
Пишите
mail@oilresurs.ru
Ежедневно
с 9:00 до 21:00
Все новости

Октановое число: что это

Содержание

Октановое число (ОЧ) указывает на уровень стойкости топлива к самовозгоранию. Это один из основных показателей бензина. Среди других характеристик важны: наличие в составе присадок, примесей и фракций.

В маркировке топлива показатель ОЧ указывают числом. Чем оно выше, тем качественнее считается горючее. Например, октановое число у бензина АИ-95 выше, чем у АИ-92.

При использовании нефтепродукта с высоким показателем ОЧ нагрузка на двигатель снижается, как и износ топливной системы и расход бензина. Использование низкокачественного суррогата может привести к поломке автомобиля.

Топливо с октановым числом выше 95 производится по-другой технологии, чем горючие с более низким ОЧ. Бензин с октаном в 100 единиц получают путем добавления в состав специальных присадок.

Октановое число бензина АИ-95

АИ 92 и 95 – это самые популярные автомобильные бензины в России. Отдельно продается еще АИ-98. Современные легковые автомобили не ездят на топливе с ОЧ ниже 92. Исключение составляет только сельхозтехника.

Стоимость высококачественного автомобильного бензина будет выше, чем у более простых аналогов. Поэтому часто продавцы разбавляют АИ-98 или АИ 95 дешевым нефтепродуктом и продают полученную смесь как дорогое топливо.

Поэтому рекомендуется заправляться только на проверенных заправках. На суррогате, конечно, двигатель заведется, но не надолго. Самостоятельно повышают октановое число автомобилисты, которые хотят сэкономить. Но на деле автомобиль только быстрее выходит из строя, а расход топлива вырастает в разы.

Высокооктановый бензин

К этой категории горючего относятся марки с октановым числом 98-140. Они бывают неэтилированными. Это самый популярный продукт. А этилированные варианты постепенно забываются.  

Самые высокий показатель октана у бензина без присадок— 109. Выше только авиационный бензин — 115 единиц. Такой бензин часто называют спортивным, так как на нем ездят гоночные авто.

Существует ошибочное мнение, что высококачественное топливо подойдет и для обычных авто, которые постоянно ездят на АИ-95 и АИ-92. Высокооктановые марки используются в моторах с большой степенью сжатия. Но если обычную машину заправить таким горючим, то оно даст больше энергии камере авто, чем она может взять. В итоге расход топлива и износ двигателя сильно вырастут.

Стоит высокооктановое топливо дороже, так как у нее более дорогое производство. Но таким ГСМ заправляется только 15% автомобилей на российском рынке. Основная масса использует привычные девяносто второй и девяносто пятый. 

С хранением этой марки также могут появиться проблемы. Так как топливо быстро испаряется и показатель ОЧ падает.

Октановое число керосина

Керосин применяется для питания реактивных и авиационных объектов, также его добавляют в ракетное топливо. По своему составу он ближе к дизелю, чем к бензинам. Из-за своего химического состава, определить ОЧ керосина сложнее.

Многие исследователи считают, что у керосина просто нет октанового числа. И так как по составу он больше похож на дизель, то стоит считать цетановое число. Этот показатель говорит о скорости воспламеняемости для дизеля. Эту характеристику используют и для авиационного керосина. 

Октановое число дизеля

Для дизеля основным параметром считается цетановое число, как уже говорилось выше. Чем выше этот показатель, тем лучше воспламеняемость топлива и тем качественнее оно считается. Согласно российскому ГОСТу  цетановое число для дизеля должен быть в пределах от 45 до 55. 

Горючее с показателем выше 50 единиц используется для холодного времени года. 

Нефтепродукт с показателем ниже 48 называется соляркой. Его иногда используются в зимнее время, чтобы развести бензин и завести двигатель. Но такой способ рекомендуется как крайняя мера.  

Октановое число пропана

ОЧ любого газа варьируется - от 100 до 110 единиц. Благодаря такому показателю мощность мотора вырастает. Октановое число пропана соответствует значению 108 единиц. 

Как измерить 

ОЧ можно измерить исследовательским методом в специальной лаборатории. Его используют для автомобильных бензинов с номинальным показателем от 92 до 98.

Нефтепродукты с низким ОЧ, например, 76, измеряют моторным методом.  

Частные автолюбителя могут использовать октанометр для проверки качества горючего. Но у этого аппарата есть большая погрешность — в 5-10 пунктов. Стоит такой прибор около пяти тысяч рублей.

Существует еще несколько дедовских способов, которые не дадут четкого результата, но покажут, насколько перед вами чистое топливо.

  • С помощью бумаги. На белый чистый лист капните несколько капель горючего и оставьте высохнуть. Посмотрите лист на свет. Если на нем остались разводы, то в топливе есть примеси и показатель октана в нем низкий. Качественное горючее не оставит следов.

  • При помощи стекла. На стеклянную поверхность капните топливо. Как и с листом бумаги, если на стекле останутся разводы, в горючем много добавок и перед вами низкокачественный продукт.

  • При помощи пластиковой бутылки. В тару наберите горючего и рассмотрите жидкость на свет. Качественное топливо будет прозрачным с легким желтым оттенком. Чем больше в жидкости примесей, тем она темнее и мутнее. 

  • Проверка на коже. Капните на руку несколько капель. высокооктановый продукт быстро испарится. не оставив никаких следов. Суррогат останется надолго и оставит масляное пятно.

Мы не рекомендуем использовать этот способ, так как можно получить ожог.

Как повысить 

Повышают качество горючего при производстве при помощи специальных присадок российского и зарубежного производства, которые могут увеличить ОЧ максимум на 6 единиц.

Если полученный нефтепродукт неправильно хранить, то в нем появляется вода. Она может замерзнуть в холодное время года. И в целом увеличивает расход топлива. Наличие спирта в составе повышает износ агрегатов.

Как понизить 

Понижение октанового числа необходимо для топлива, которое используется для сельскохозяйственных машин, мопедов другого частного спортивного транспорта. Для них необходимо топливо с ОЧ 80, 76 и 72.

Чаще всего понижают показатели А-92 на двенадцать и более пунктов. Сделать это очень легко. Канистру с горючим оставляют настаиваться без крышки. Топливо получает доступ к кислороду.  Контакт с воздухом снижает октановое число на 1/5 пункта в сутки.

Также в канистру можно добавить керосин. Но тут важна правильная пропорция, иначе полученный состав будет слишком низкооктановым.

Смешивать нефтепродукты важно с соблюдением правил безопасности и только в специальных канистрах для смешивания. От обычных они отличаются наличием двух широких горловин. В одну вы заливаете бензин, в другую — керосин. А на корпусе такой канистры есть мерная шкала объемов.

В канистрах для смешивания ГСМ не хранят, так как у них нет крышек. Поэтому жидкость может легко пролиться, выветриться и к ней всегда будет доступ домашним животным и детям.

В свою очередь, для хранения топлива существуют другие канистры — с одним горлом, оснащенные специальной крышкой-замком. 

Что делать, если заправился неправильным горючим

Иногда автовладельцы путают топливо или попадаются нерадивым продавцам. В итоге в баке неподходящее топливо, из-за которого автомобиль не заводится.

У крупных сетей АЗС работают по экстренному вызову специальные бригады. Они сливают неправильное топливо, промывают топливную систему и заправляют нужным горючим.

Также можно вызвать эвакуатор и отправить автомобиль в СТО на промывку, если вы находитесь далеко от АЗС или там вам отказываются помочь.

Топливо для отопления домов и производства
На каком топливе летают самолеты: расход топлива самолета
Актуальное
Новости и обзоры
Наверх