Особенности авиационного керосина
Летательные транспортные средства работают на отдельном виде топлива — авиационном керосине. У него есть свои особенности: оно не делится по сезонности, в составе больше антидетонационной присадки (тетраэтилсвинец), которая повышает детонационную стойкость.
Что в составе
Примечательно, что эту присадку запрещено добавлять в автомобильные бензины из-за высокой токсичности. Ее используются для авиационного горючего, потому что пока ученым не удалось разработать для него неэтилированный бензин с октановым числом более 92-95.
Среди других требований: кислотность, содержание серы и смол.
При производстве авиационного топлива не используются нефтепродукты вторичной переработки.
Виды авиационного топлива
Производство и качество горючего в России регламентирует ГОСТ 1012-2013. Документ вводит две марки горючего:
-
Б-92 — октановое число не менее 91,5;
-
Б-91/115 — октановое число не менее 91.
К другим характеристикам марок относят:
-
объем фактических смол в составе;
-
доля серы;
-
наличие воды и механических примесей;
-
степень прозрачности;
-
цвет — должен быть зеленым;
-
температура начала кристаллизации.
При какой температуре замерзает авиационного керосина?
ГСМ замерзает при –47 °С, благодаря чего и используется как авиационное. По сезонам горючее не разделяют, так как на высоте температура окружающей среды одинаковая в любое время года.
Производство нефтепродукта для самолетов — это узкая ниша. Она занимает не более 2% от всех нефтепродуктов.
Чем бензин отличается от керосина
Керосин получают путем прямой перегонки малосернистой и сернистой нефти. Для улучшения характеристик в него добавляют специальные присадки:
-
антистатическая Сигбол — снижает вероятность взрыва, увеличивает электропроводность;
-
противоизносные Сигбол и ПМАМ-2 — восстанавливают противоизносные свойства, потерянные из-за гидроочистки;
-
противоводокристаллизационные И-М, ТГФ-М;
-
антиокислительная Агидол-1 — компенсируют сниженную химическую стабильность.
У керосина в отличие от бензина:
-
показатель теплоты сгорания;
-
низкая испаряемость;
-
низкая степень пожароопасности;
-
низкая температура замерзания;
-
небольшая кинематическая вязкость.
Также керосин шире используется:
-
горючее для самолетов;
-
хладагент;
-
теплоноситель для радиаторов;
-
растворитель.
Где купить авиационный керосин
Ожидаемо, на обычных АЗС топливо для самолетов не продают. Обычно горючее оптовыми партиями закупают у нефтяных трейдеров, а также напрямую у производителей.
В России топливо для самолетов производят все НПЗ, в том числе заводы «Лукойла», «Газпром нефти», «Роснефти», «Сургутнефтнегаза», ТНК ВР. Стоимость топлива назначает производитель. Суммарная доля акцизов и топливных сборов составляет до 60% от оптовой цены.