• ДТ АНАЛОГИ
    47.73 +0.42
Пишите
mail@oilresurs.ru
Ежедневно
с 9:00 до 21:00
Все новости

Арктическое дизельное топливо

Содержание

Арктическое дизельное топливо, или арктическая солярка — это марка дизтоплива, которая по ГОСТ 305-2013 предназначена для использования при температуре до –45...–55 °C. Использование специальной марки позволяет обеспечить стабильную и бесперебойную работу техники в особо экстремальных условиях.

Фракционный (химический) состав и характеристики

Около 50% дизтоплива арктического типа перегоняется при температуре не выше 255 °C, а 95% — при значениях не выше 360 °C. Горючее маркируется буквой «А». Дополнительно в обозначении топлива содержится экологический класс, который определяется по содержанию серы в составе:

  • К2 — не более 500 мг/кг;
  • К3 — не более 350 мг/кг;
  • К4 — не более 50 мг/кг;
  • К5 — менее 10 мг/кг.

Пример обозначения — дизельное арктическое топливо ДТ-А-К5, что означает следующее:

  • ДТ — вид горючего, т. е. дизтопливо;
  • А — марка по сезону (арктическое дизтопливо);
  • К5 — 5-й класс экологичности.

В указанной марке топлива самое низкое содержание серы, что делает его соответствующим экологическому стандарту ЕВРО К5, который сегодня имеет наиболее широкое распространение почти по всему миру.

Вязкость и плотность арктического дизельного топлива ниже, чем у летнего, межсезонного и зимнего. Это объясняется отсутствием в составе парафинов, которые делают структуру более вязкой и густой. Плотность дизтоплива марки А при 15 °C по ГОСТу должна составлять не ниже 833,5 кг/м3, а значение вязкости — от 1,5 до 4,0 мм2/с.

Температура вспышки арктического дизельного топлива, как и других марок, определяется экспериментально. При постепенном нагревании горючего фиксируют минимальное значение термометра, при котором жидкость вспыхнула. Для марки А установлены следующие нормы:

  • для дизтоплива общего применения — не ниже 35 °C;
  • для топлива, используемого в тепловозных и судовых дизелях или газовых турбинах — не ниже 30 °C.

Другие характеристики арктического дизельного топлива:

  • Цетановое число — не ниже 47.
  • Зольность — не выше 0,01%.
  • Количество воды — не выше 200 мг/кг.
  • Пределы воспламенения — от 57 до 100 °C.
  • Температура самовоспламенения — 330 °C.
  • Предельная температура фильтруемости — не выше –45 °C.

По ГОСТу дизельное топливо, предназначенное для холодных регионов, делится на классы — от 0 до 6, различающиеся предельной температурой, до которой горючее свободно проходит через фильтр. Арктическому дизтопливу соответствуют:

  • Класс 5 (–48 °С);
  • Класс 6 (–52 °С).

Способы получения

Депарафинированное арктическое дизельное топливо производят из среднедистиллятных фракций, получаемых при переработке нефти. Изготовление марки А дороже, чем других марок, поэтому конечная стоимость горючего всегда выше. Низкая цена — повод заподозрить, что предлагаемый нефтепродукт является фальсификатом. Использование такого топлива губительно для техники и может стать причиной угрозы жизни человека. Поэтому закупать арктическую солярку необходимо у проверенных поставщиков, работающих с нефтеперерабатывающими заводами без посредников.

Для улучшения низкотемпературных свойств используют 3 разных способа:

  • Понижение температуры конца кипения до 330, 300 и 280 °C.
  • Депарафинизацию — очистку от парафиновых углеводородов. Проводится в рамках вторичной перегонки на специальной установке с последующей очисткой и компаундированием депарафинизированной фракции.
  • Добавление в состав депрессорных присадок. Они снижают предельную температуру фильтруемости, что позволяет топливу не застывать в сильные морозы.

Еще арктическое дизтопливо получают по альтернативной технологии под названием Gas-to-liquids («газ в жидкость»). Она позволяет утилизировать попутный нефтяной газ и произвести качественное горючее, превосходящее аналоги по многим свойствам и характеристикам.

Способы (область) применения

Арктический дизель используют в условиях Крайнего Севера и северных регионах с температурой зимой, опускающейся ниже –35 °C. Ввиду высокой стоимости такое топливо применяется только там, где это действительно оправдано — в местах, где невозможно использование других марок. В Республике Саха ГОСТ предписывает заправку арктическим топливом в период с 15 октября по 15 мая, т. е. на протяжении 7 месяцев в году. В отношении видов техники нет никаких ограничений. Дизтопливо марки А может применяться для всех видов дизельных двигателей.

Особенности хранения и транспортировки

Дизтопливо марки А транспортируется в соответствии с правилами ДОПОГ, которая устанавливает требования для перевозки опасных грузов. Горючее поставляется в бензовозах или больших бочках.

Срок хранения арктической солярки меньше, чем летней. Чтобы предотвратить повышение вязкости продукта, резервуары оборудуют стационарной или переносной системой обогрева.

Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)

Производственные условия и основные нормативные характеристики для арктического дизельного топливо приводятся в ГОСТ 305-2013 и ГОСТ Р 55475-2013.

Дизельное топливо зимнее и летнее: разница и характеристики
Гид по дизельному топливу: сорт, класс, температура
Актуальное
Новости и обзоры
Наверх