Биодизель
Биодизель – это экологичный тип топлива, состоящий из биологического сырья. Изобретение принадлежит Рудольфу Дизелю, который создал обычное дизтопливо. Главное преимущество – при утечках подвергается полному биологическому распаду, не нанося ущерб окружающей среде. Пролитый на землю биодизель на 90% разлагается микроорганизмами в течение 3 недель.
Фракционный (химический) состав биодизеля
Биодизель представляет собой смесь моноалкильных эфиров жирных кислот (концентрация выше 96%), схожую по характеристикам с дизельной фракцией нефти. Биодизель нельзя назвать абсолютно экологичным, но в сравнении с обычным дизельным топливом он гораздо чище. Продукты сгорания содержат:
- почти на 50% меньше сажи;
- на 8-10% меньше оксида углерода;
- значительно меньше серы (0,005% против 0,2% у обычного дизеля);
Биодизель характеризуется меньшей концентрацией серы, что никак не сказывается на смазочных свойствах. Ввиду содержания кислорода топливо продлевает срок жизни двигателя.
Характеристики, преимущества и недостатки биодизеля
При своей экологичности биодизель все-таки не полностью безопасен для окружающей среды. Вместо углекислого газа и соединений серы при сгорании выделяется оксид азота, который влияет на озоновый слой. Количество окиси азота на 10% превышает то количество, которое выделяется при горении дизельного топлива. Несмотря на небольшое превышение, ученые продолжают разрабатывать оптимальные фильтры, которые помогают нейтрализовать негативное влияние на озоновый слой.
К преимуществам биодизельного топлива относятся:
- возможность использования в двигателях без присадок;
- повышенная безопасность (возгорание возможно только при очень высокой температуре);
- профилактика образования нагара;
- высокие смазывающие свойства.
Недостатком биодизеля выступает возможное агрессивное влияние на детали двигателя, особенно резиновые. По отношению к ним биодизель ведет себя как растворитель. Еще в список минусов включают:
- снижение эффективности при низкой температуре;
- появление осадка при низкой температуре, который загрязняет фильтры и приводит к закупорке деталей;
- недолгий срок хранения.
Способы получения
Биодизель производят из любых растительных масел и животных жиров. Для производства могут использоваться:
- арахисовое,
- касторовое,
- пальмовое,
- рапсовое,
- подсолнечное,
- хлопковое,
- кунжутное,
- кукурузное,
- горчичное масла.
Чаще всего используют рапсовое масло, поскольку это более дешевое сырье из всех растительных масел. Для производства могут использоваться отходы любого сельского хозяйства. В некоторых странах для изготовления применяют отработанное растительное масло из ресторанов, на котором могли готовить картофель и другие блюда. Спирт и масла обычно берут в соотношении 1:10. Дополнительно в реакции используют щелочной катализатор метилат натрия.
Раньше дизельные двигатели заправляли сырым растительным маслом, что приводило к выходу топливной системы из строя. Чтобы получилось настоящее биодизельное топливо, выбранное масло и сырой жир должны пройти определенные химические реакции. Они могут быть разными, но на большинстве предприятий используют процесс переэтерификации:
- В очищенное масло добавляют метил и щелочь.
- Смесь нагревают до 50 °C, дают ей отстояться и охладиться.
- В результате она расслаивается на две фракции: легкую – сложный эфир, или биодизель, тяжелую – глицерин (побочный продукт, используемый во многих сферах).
Способы (область) применения
Ввиду 3-месячного срока хранения биодизель имеет ограниченное применение. Его используют в качестве заправочного средства для транспорта, что помогает снизить количество диоксида углерода на 80%, полностью устранить серные диоксиды и избавиться от характерных запахов выхлопных газов. Из всех аналогов дизеля биодизель считают единственным топливом, которое подходит для всех транспортных средств с дизельным двигателем.
Биодизель можно использовать самостоятельно и в сочетании с обычным дизтопливом. При работе в номинальном режиме мощность двигателя на биодизельном топливе снижается на 6-8%, а расход топлива повышается на 5-8%. Нельзя, чтобы биодизель попадал на лакокрасочное покрытие автомобиля, поскольку из-за этого оно может начать разлагаться.
Особенности транспортировки и хранения
Биодизель более безопасный в вопросе транспортировки и хранения, чем обычный дизель. Его перевозят и хранят в герметично закупоренной таре, предотвращающей утечку. Использование горючей тары недопустимо.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Главный регламентирующий документ – ГОСТ 33131-2014 «Смеси биодизельного топлива. Технические требования». Фактическим мировым стандартом для биодизеля выступает евростандарт EN 14214.