Дизельная технологическая фракция (ДТФ)
Дизельная технологическая фракция (ДТф) – горючая субстанция, получаемая при переработке нефти. Используется как топливо для двигателей и отопительных систем.
Фракционный (химический) состав, плюсы и отличия от дизеля
Дизельная технологическая фракция представлена светло-желтой жидкостью с маслянистой структурой. В составе присутствуют разные фракции, которые перегоняются при разных показателях температуры:
- 10% – при 150 °C;
- 90% – 370 °C.
Плотность технологической фракции составляет от 840 до 890 кг/м3. К плюсам ДТф относится следующее:
- отсутствие предрасположенности к образованию нагара;
- высокая химическая стабильность;
- полное отсутствие коррозионной способности (не приводит к предварительному износу двигателя);
- хорошие смазывающие свойства;
- сохранение свойств в условиях сверхнизких температур (благодаря невысокой вязкости);
- высокая теплотворная способность.
По ГОСТу 305-82 (на сегодня уже не действует) ДТф была аналогом дизельного топлива. Главным отличием между ними выступает количество серы. В качественном дизельном топливе ее концентрация не превышает 10 мг/кг. ДТф может содержать до 10000 мг/кг. Повышенное содержание серы негативно сказывается на окружающей среде, что обусловлено вредными выбросами.
Отличия дизельной технологической фракции от дизельного топлива:
- более высокая плотность и вязкость;
- цетановое число не ниже 40;
- предельная температура фильтруемости около 14 °C (показывает, при какой температуре топливо еще можно проходить через фильтр).
По степени опасности ДТф относится к умеренно опасной категории, поскольку при переработке не выделяет в воздух взрывоопасные вещества.
Способы получения
ДТф производят на заводах по нефтепереработке. Способ получения – перегонка нефти с дальнейшим соединением дистиллятных (перегоняемых) фракций. Их нагревают до разной температуры, а сырье, получаемое на выходе после выкипания, соединяют в одну фракцию. В результате получается ДТф. Иногда при производстве в процесс перегонки включаются газойлевые фракции, а также присадки, которые улучшают свойства готового нефтепродукта.
Способы (область) применения
Будучи энергоемкой, недорогой и эффективной, ДТф применяется как аналог светлого печного, судового маловязкого и дизельного топлива. Отсюда можно понять, с какой целью используют ДТф:
- как горючее в котельных бытовых и промышленных установках;
- в двигателях морских, речных и паромных судов;
- в системах отопления теплиц, цехов, складских комплексов и других объектов.
На ДТф работают высоко- и среднеоборотистые двигатели газотурбинных установок, водного транспорта и некоторых видов техники в сельском хозяйстве. Главное – перед использованием изучить спецификацию к двигателю, чтобы убедиться, что он может работать на ДТф. Ее плюс заключается в том, что двигатель можно запустить после долгого простоя, не прибегая ни к какой подготовке. В сочетании с низкой предрасположенностью к появлению нагара это сокращает время на эксплуатационное обслуживание. Его можно проводить гораздо реже.
Особенности транспортировки и хранения
При перевозке и хранении ДТф необходимо соблюдать особые условия и предельную осторожность. Нефтепродукт хранят в специальных резервуарах, а перевозят автомобильным транспортом – автоцистернами, которые поддерживают определенный температурный режим.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Дизельная технологическая фракция производится по техническим условиям. Самым распространенным документом, используемым при изготовлении, выступает ТУ 38.101567-2014.