• АИ-95
    40.63
  • АИ-92
    39.74
  • ДТ ГОСТ
    46.94
  • ДТ АНАЛОГИ
    44.44
  • КЕРОСИН
    41.68
Пишите
orders@oilresurs.ru
Ежедневно
с 9:00 до 21:00
Все новости

Газойль каталитического крекинга: легкий и тяжелый

Содержание

Газойль каталитического крекинга – это нефтепродукт, получаемый в результате термокаталитической переработки нефтяных фракций. Основная цель такого процесса – производство высокооктанового бензина. Легкий и тяжелый газойль выступают побочными продуктами, которые образуются наряду с углеводородным газом и коксом.

Фракционный (химический) состав

Легким газойлем каталитического крекинга считается фракция с пределами выкипания от 200 до 270 °C, реже от 200 до 320 или от 200 до 350 °C. Ввиду содержания большого количества ароматических углеводородов (40-80%) имеет низкое цетановое число – не более 20-25. Другой особенностью легкого газойля выступает повышенное содержание серы – 0,1-0,5%. Количество сернистых соединений остается на высоком уровне даже при условии предварительной гидроочистки сырья.

Тяжелый газойль каталитического крекинга – остаточный жидкий продукт, начинающий кипеть при температуре выше 270 °C, реже – выше 320 или 350 °C. Как и легкий, содержит много ароматических углеводородов, в частности полициклических. Их концентрация достигает 60%.

Способы получения

Под каталитическим крекингом понимают технологию расщепления крупных молекул углеводородов на более мелкие под воздействием высокой температуры и в присутствии катализатора. Для такого процесса применяют нефтяные фракции с температурой кипения выше 350 °C. В качестве катализатора применяется цеолитсодержащий микросферический катализатор с частицами 35-150 мкм и площадью поверхности 300-400 мм2/г.

Легкий и тяжелый газойли получают в результате каталитического крекинга вакуумного газойля, используемого как сырье для данного процесса. Оно представляет собой прямогонную фракцию нефти, выкипающую при температуре 350-500 °C. Конечная точка кипения определяется по содержанию металлов и коксуемости сырья, которая не должна превышать 0,3%.

Вакуумный газойль подвергают гидроочистке, помогающей удалить сернистые соединения и снизить коксуемость. В результате крекинга углеводородная смесь, направленная в ректификационную колонну, делится на следующие фракции:

  • легкий крекинг-газойль;
  • тяжелый крекинг-газойль;
  • углеводородные газы С4;
  • крекинг-бензин;
  • кубовый остаток рециркулирующий газойль.

В области каталитического крекинга сегодня наблюдается тенденция к утяжелению сырья. Поэтому кроме прямогонного тяжелого газойля и легкой фракции вакуумной перегонки может применяться глубоковакуумный газойль с температурой конца кипения, достигающей значения в 620 °C.

Способы (область) применения

Легкий каталитический газойль применяется для снижения вязкости котельного и судового топлива, производства сажи. Чаще нефтепродукт используют в качестве компонента дизельного топлива.

Ввиду повышенной концентрации серы и большого количества ароматики легкий газойль не добавляют в большом количестве. Рекомендованная норма – 20% при условии, что в топливе есть запас по объему сернистых соединений и цетановому числу. Если оно достигает 45 – допустимо добавление в дизтопливо, если 24 – применение в качестве разбавителя мазута.

Тяжелый газойль используют для изготовления деэмульгаторов и компонентов, снижающих вязкость дизельного топлива. Ввиду высокой концентрации полициклических ароматических углеводородов нефтепродукт служит хорошим сырьем для производства дисперсного технического углерода, индивидуальных ароматических углеводородов (нафталина, фенантрена) и коксования с целью получения высококачественного игольчатого кокса. Но для этого важно, чтобы газойль имел определенное содержание серы. Если ее уровень не соответствует требуемому, нефтепродукт используют в качестве компонента котельного топлива.

Иногда легкий и тяжелый каталитический газойль направляют на термический крекинг, который обеспечивает полученному нефтепродукту более высокую термостойкость, а в сравнении с прямогонными соляровыми дистиллятами – более низкое соотношение водорода к углероду.

Особенности транспортировки и хранения

Легкий и тяжелый газойль транспортируют в соответствии с правилами перевозки опасных грузов. Может использоваться ж/д или автотранспорт. Чаще всего для быстрой доставки к месту прибегают к различным бензовозам. Он должен быть оборудован системой слива и налива нефтепродукта, иметь герметично закрывающуюся цистерну яркого цвета и знаки, предупреждающие о перевозке опасного груза.

Хранение газойля осуществляется в цистернах разного объема и конфигурации: вертикальных и горизонтальных, подземных, полузаглубленных и надземных. В процессе хранения должна быть обеспечена полная герметичность резервуаров.

Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)

При производстве газойля каталитического крекинга придерживаются технических условий ГОСТ Р 52755-2007, в котором приводятся требования к жидкому композитному топливу.


Бензин-растворитель для резиновой промышленности
Вакуумный газойль: легкий ЛВГ и тяжелый ТВГ
Актуальное
Новости и обзоры
Наверх