Топливо дизельное: ГОСТы
Дизель используется в качестве горючего на различных транспортных средствах. Оно популярно благодаря доступности и экономному расходу. В статье рассказываем о составе, производстве и ГОСТах для дизельного топлива.
Состав дизельного топлива
Дизельное топливо — вязкая жидкость. Цвет зависит от количества смол. Он варьируется от желтого до светло-коричневого. Горючее производят путем перегонки нефти. Ее нагревают до нужной температуры. ДТ состоит из углеводородов:
- парафиновые — до 10-40%. Алканы и нефтяные парафины с 18-35 атомами водорода и углерода.
- нафтеновые — 20-60%. Циклоалканы — циклические насыщенные углеводороды, преимущественно циклогексан и циклопентан.
- ароматических — 15-30%. Арены — органические циклические соединения с ароматической системой — бензольным кольцом: 6 углеродно-водородными группами в углах молекулярного шестиугольника.
Также в составе дизельного топлива ГОСТ 305 2013 также могут быть:
- смолы;
- соединения серы;
- вода;
- механические примеси;
- красители.
Химический состав зависит от:
- места добычи нефти;
- температуры перегонки;
- добавленных присадок, меняющих характеристики и состав.
Состав дизельного топлива определяется ГОСТом. Он влияет на свойства и особенности применения дизтоплива:
- Стойкость к низким температурам. Максимальные показатели у зимнего дизельного и арктического топлива согласно ГОСТу.
- Износ двигателя. Происходит быстрее, если в составе больше нафтеновых углеводородов и смол.
- Испаряемость. Чем больше смолистых примесей, тем хуже испаряемость.
- Вязкость. Чем выше вязкость, тем быстрее дизтопливо замирает.
- Цетановое число — показатель степени воспламеняемости.
Читайте также:
Нефтяные запасы РФ продолжают сокращаться
Стоимость межсезонного дизтоплива на бирже снова обновила рекорд
Межсезонное дизельное топливо
Технология производства
ДТ состоит из газойлевых и керосиновых фракций. Они закипают при температуре 180-360 °C. Для разных марок дизтоплива установлены температурные значения выкипания:
- 50% перегоняется при температуре не выше 280 °C для летней, межсезонной и зимней марки, не выше 255 °C – для арктической;
- 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 °C для всех марок дизтоплива.
Требования к производству дизельного топлива установлены действующими нормативными документами:
Виды дизельного топлива
Дизтопливо классифицируется по максимальной температуре, до которой применение нефтепродукта. В России выпускают по ГОСТу:
- Летнее дизельное топливо (Л). Используют при температуре от -5 °C и выше.
- Межсезонное (Е). Используется при температуре от -15 °C и выше.
- Зимнее (З). Рекомендовано для применения при температуре до -25 °C и до -35 °C.
- Арктическое (А). Применяется при температуре от -45 °C и выше.
По уровню экологичности ДТ делится на:
- Евро 3. Устаревший стандарт, действовавший до 2006 года. Сегодня не производится.
- Евро 4. С 2014 года, ввозимые на российский рынок, ТС должны соответствовать минимум стандарту Евро 4. В ближайшие годы из-за ужесточающих экологических требований к производству автомобилей, в ЕС планируется отказаться от Евро 4.
- Евро 5. Действует в России с 2009 года. Это обязательный стандарт для дизельных авто.
- Евро 6. Новый стандарт, появившийся в ЕС в 2015 году. В России пока не действует.
ГОСТы дизельного топлива делят его на экоклассы, в зависимости от содержания серы:
- К2 – не более 500 мг/кг;
- К3 – не более 350 мг/кг (вид I);
- К4 – не более 50 мг/кг (вид II);
- К5 – менее 10 мг/кг (вид III).
Читайте также:
Крупнейшее нефтехранилище США может вскоре опустеть
Почему заправку высокооктановым бензином могут снимать с гарантии
В 2023 году Газпром откроет первую водородную заправку
Характеристики дизельного топлива ГОСТ
Цетановое число — это задержка по времени между поступлением смеси в цилиндры и ее зажиганием от сжатия. Варьируется в пределах 40-55.
В оптимальное значение — 48-51. При значении менее 40 горючее считается некачественным. Повышенное цетановое число, более 60, начинается повышенный расход и увеличивается дымность выхлопов.
В ЕС требование к цетановому числу — не менее 54-56, а в России допускается 45.
По ГОСТу плотность определяет объем дизельного топлива в генераторе. При достаточной плотности горючее способствует большему выделению тепловой энергии.
Кинематическая вязкость — способность топлива противостоять перемещению одного слоя относительно другого. Если она превысит норму, то горючее будет распыляться некачественно. В результате появляется риск преждевременного износа и увеличенного истирания деталей.
Температура вспышки определяет безопасность использования дизтоплива. Она ограничивается следующими значениями:
- Для дизелей общего назначения – 40 °C для всех марок дизтоплива.
- ГОСТ дизельного топлива летнего и межсезонного для тепловозных, судовых и газотурбинных двигателей разрешает температуру до 62 °C, 40 °C – для зимнего, 35 °C – для арктического.
Массовая доля серы. Содержание серы строго нормируется из-за усиления борьбы за экологию. Сера приводит к образованию коррозии, повышенному нагару и износу ДВС и топливной системы.
Зольность. По ГОСТу 35, при сгорании дизельного топлива образуется зола, содержащая минеральные вещества. Попадая в места между трущимися деталями, она вызывает усиленный износ. Особую опасность представляет кварц, приводящий к абразивному износу прецизионных элементов топливного насоса и форсунок. По этой причине уровень зольности тоже ограничивают. Для дизтоплива она составляет не более 0,01%.
Кислотность на 100 см3 составляет не более 5 мг. Более высокие показатели приводят к коррозии деталей двигателя и топливной системы.
Действующий ГОСТ для дизельного топлива требует содержание воды не более 200 мг/кг. Вода в составе дизельного топлива содержится в виде эмульсии. При высоком содержании она отслаивается и собирается в нижней части, поскольку имеет более высокую плотность.
Предельная температура фильтруемости составляет:
- не выше -5 °C – для летней марки;
- не выше -15 °C – для межсезонной;
- не выше -25 °C (по ГОСТ 22254-92) и -35 °C (по ГОСТ EN 116-2013) – для зимней;
- не выше -45 °C – для арктической.
Сферы применения дизеля
Основное назначение ДТ— использование в качестве горючего на:
- ж/д транспорте;
- автотранспорте;
- морском и речном судоходном транспорте.
Также оно используется как котельное топливо, горючее для электрогенераторов, средство для пропитки кожи.
Преимущества «Ойл Ресурс Групп» как поставщика нефтепродуктов:
- продаем большое количество разных сортов дизеля;
- предлагаем нефтепродукты, произведенные в соответствии с ГОСТами или евростандартами;
- реализуем ГСМ от крупнейших проверенных производителей;
- предоставляем рассрочку до 3 млн рублей.
«Ойл Ресурс Групп» предлагает любые виды топлива для вашего бизнеса.